Очередным успешным проектом Тайваньской фирмы Soar Design Studio и архитектора Chen-Tien Chu можно назвать реконструкцию дома, построенного в 1960-х годах в городе Тайчжун. Молодая семья, состоящая из пары с ребенком, изначально планировала его снести и выстроить заново, — настолько устаревшая планировка не соответствовала ее потребностям.
Однако в результате работы архитекторов капитальной стройки удалось избежать. Теперь внутреннее пространство кирпичных резиденций состоит из взаимосвязанных открытых пространств, выходящих на серию садовых террас.
Название проекта «Ваби-саби дом» говорит само за себя. Он был основан на принципах эстетического восприятия красоты с точки зрения несовершенства, непостоянства и незавершенности. Господство временности, неотвратимость изменений, вносимых его течением в любой артефакт, в этом формате воспринимаются как одно из проявлений природной мудрости и ее высокого искусства. Внутренние и внешние миры в рамках проекта вплетены друг в друга и взаимозависимы.
Планировка продумана таким образом, что максимум площади отведено под общие пространства, используемые всеми членами семьи, а минимум оставлено для индивидуальных комнат. В таком доме ребенок всегда находится под присмотром взрослых, а последние не испытывают недостатка в общении друг с другом.
Первый этаж представляет собой единое открытое пространство, на котором размещены несколько функциональных зон. Ненавязчивым, спокойным фоном смотрится легкий контраст белого и черного со значительным преобладанием белого и включением серого цвета. Наливные бетонные полы своей неоднородностью напоминают текстуру природного камня. Родной оттенок дерева, мягкий и теплый, согревает обстановку, приближая ее к природной естественности. В этом помогает сочная зелень живых растений, срезанных и горшечных. Стеклянные вазы и подсвечники простых форм делают воздух прозрачнее. Потолочные светильники и торшеры с металлическими абажурами переливаются бронзовыми бликами.
Столовая группа представлена простым прямоугольным столом с деревянной столешницей и шестью стульями. Тонкие высокие ножки из металла придают мебели видимую легкость. Естественная фактура стола не скрыта слоями краски или лака. Она дышит и согревает касающиеся ее ладони. Темные вкрапления, естественные дефекты поверхностей не портят впечатление. Они создают атмосферу непринужденности, в которой можно расслабиться и побыть самим собой. То же можно сказать про облицовку потолка.
Маленький уголок отдыха заимствован из стиля шале. Традиционно он состоит из кожаного кресла дизайна 60-х годов прошлого века, торшера, создающего дополнительную подсветку и звериной шкуры, согревающей ноги.
Здесь же устроена импровизированная библиотека. На встроенном в стену открытом стеллаже расставлены книги и журналы. Их можно читать, устроившись в кресле или за столиком.
Граница между двором и домом размыта благодаря панорамному остеклению одной из стен. Четыре двери ведут на придомовую территорию, обустроенную для отдыха и игр.
Кухня отгорожена стеной и встроенной в нее мебелью. Она выглядит несколько брутально благодаря черному цвету двери, ведущей на террасу. Поддерживает этот образ холодный блеск хромированных элементов интерьера: столешницы, рабочего фартука, холодильника и смесителя. Ни одного лишнего предмета на виду нет – вся утварь спрятана за деревянными фасадами мебели. Теплый тон свежего дерева согревает обстановку и придает ей домашний уют. От мягкого света свечей в комнате появляются и прячутся тени.
Терраса пристроена к дому как логичное продолжение пространства. Полами служит построенный из досок подиум. Поверхность кирпичной кладки частично разрушена временем. Подсветка на самом нижнем уровне, чистый воздух, сочная зелень растений настраивают на спокойный, размеренный ритм, создают ощущение единства с окружающей природой и чувство гармонии.
Лестница, сохранившая классические деревянные перила, ведет на второй этаж — к двум спальням, ванной комнате и гостиной с выходом на балкон. Внутренние окна обеспечивают диалог между помещениями. Деревянные подиумы с встроенной системой хранения покрыты лишь тонкими татами. Абсолютную аскетичность обстановки разбавляет изображение бабочки на размытом сером фоне и горшечное растение на тумбочке из массива. Настроение создают декоративные подушки каждого из цветов, использованных в интерьере, исключая черный.
Дерево, металл, камень и бетон собраны в единую композицию открытого в окружающую природу интерьера. Картины в монохромных и пастельных тонах пробуждают фантазию и откликаются на настроение. Скромная и благородная обстановка глубока, осмысленна и экологична.
Проект: Soar Design Studio / Фотографии: Chen-Tien Chu