«Традиционная» технология частного «озеленения» привела к тому, что ни о какой выразительности, комфортности высокой эстетике или определенной стилистике большинства территорий говорить не приходится. «Прогрессирующая безликость», отсутствие дизайнерского подхода, нарочитые решения, спорящие с существующим пространством, характерны в современной практике ландшафтного строительства.
Типизация композиционного, цветового, концептуального (если таковое имеется) решения в купе с привычным набором планировочных элементов и дают те самые безликие результаты. Но зачастую стремление перевернуть все «с ног на голову» не дает положительного результата, а точнее не создает оригинальной и, что самое главное, органичной среды. К тому же для того, чтобы предлагать (и принимать) неординарные решения, необходимы высокий профессионализм и определенная подготовленность заказчика.
Помимо основных композиционных законов (построения осей, раскрытия перспектив, создания статичной или динамичной композиции, «удаления» или «сокращения» пространства и т.д.), применения способов построения пейзажных картин и знания ассортимента декоративных растений необходимо применить свойственное человеку чувствование места. Человек воспринимает свое окружение как индивидуальное благодаря «непохожести» природных и искусственных компонентов среды.
Отсюда справедливо привнесение символики в частный сад. Джеффри Джелико одним из первых в современной ландшафтной архитектуре начал придавать композициям многозначительность, то есть то, что ландшафтам изначально не присуще. Джеллико обосновал свои подходы тем, что рукотворный ландшафт должен с одной стороны, обеспечивать, а с другой стороны олицетворять взаимоотношения человека с природным ландшафтом. Задавая смысловую нагрузку планировочной системе и элементам декора, достигается возможность создания сакрального сада в индивидуальной стилистике.
Но, используя учения Джеллико буквально, современные архитекторы зачастую эксплуатируют понятие «дух места», насыщая ограниченное пространство чрезмерным количеством символичной атрибутики. Представьте себе «Сад 7 ключей»: ключи-скульптура, ключи в декоре садовой мебели, пергол, ограды, обилие литой чугунины, втопленные ключи в дорожное покрытие, светильники в виде ключей и желание совместить на нескольких десятках квадратных метров как можно больше разнородных деталей, материалов и планировочных элементов (альпийские горки, мостики, «водоемчики» и тому подобная атрибутика). Скорее всего, вся эта театральная бутафория будет интересна посетителям в первый раз, во второй же покажется уже скучной и назойливой. В результате остается лишь возможность сменить экспозицию и создать, например, «Сад запахов», или «Сад в белой гамме»….
К тому же подход к используемым темам является в основном слишком объектным, что упрощает и делает неинтересным процесс обыгрывания предлагаемой символики сада.
Данный метод используется в основном на весьма ограниченных площадях с отсутствием ландшафта как такового (вырубленный лес, насыпные грунты после строительства дома, нарушенная гидрология). Для территорий с коренной растительностью, микрорельефом и другими ландшафтными особенностями, площадью около гектара и более, необходимо отойти от камерной театральности и использовать принцип сомасштабности в поиске такого приема композиции, благодаря которому могли бы максимально раскрыться природные условия данного места.
Как образец символической интерпретации поверхности хочется привести Сад Атлантики на крыше вокзала Монпарнас в Париже. Прошу прощения за пример из общественной застройки, но данный объект наиболее полно выражает умение вписать в место планировочную структуру и отразить предлагаемую идею сочетанием различных материалов, растительных группировок и геопластики. Строение планировки сада базируется на концентрической композиции в пределах 3,4 га.
От центральной площади отходят пешеходные пути, разделяющие сад на разные функциональные зоны. Но, несмотря на это, пространство выглядит цельным и логичным. По одну сторону главной площади сосредоточены спортивные сооружения, по другую серия тематических зон, включающих в себя спортивную зону, газоны-солярии, перголы, фонтан «Солнечных зайчиков», площадка «Остров Гесперид» с обсерваторией. Как выражаются авторы проекта: «Это экстерьерное пространство более насыщено, чем домашний интерьер». Внезапное столковение с очередным «сюрпризом» подогревает любопытство посетителей.
В одной из зон используется тема волн в рисунке мостовой. Образно перекликаясь с поверхностью океана и наложением бесконечных волн, очертания отдельных фрагментов покрытия дорожек сближенной цветовой гаммы и изогнутые линии посадок злаков, различной высоты, с их характерными колыханиями на ветру создают своеобразное ощущение пребывания в обширном водном пространстве
Все более актуальным становится принцип экологичности сада, который более пятидесяти лет назад провозгласила англичанка Бренда Кольвин. Ее идея приватного сада выразилась в качестве «убежища для частички природы» как естественного ландшафта в миниатюре. Внедрения такого типа сада стало попыткой воссоздания для человека природных экосистем.
Надо сказать, что она была первой из ландшафтных дизайнеров, кто начал целенаправленно и системно использовать для создания ландшафтных композиций дикорастущие растения, в том числе те, которые принято считать сорняками. Сегодня этот прием стал часто применяемым в «интеллектуальных» ландшафтах. Возвращаясь к вышеупомянутому Атлантическому саду, нельзя не отметить присутствие здесь «принципа экологичности», свойственному большинству современных садов, по крайней мере, городской застройки. Архитекторы пытаются создавать не просто озелененное многофункциональное пространство, но осуществить прививку природного ландшафта урбанистическому организму окружения.
И напоследок несколько фотографии лучших примеров ландшафтного дизайна: